В.ПЕТРОВИЧ: "Человек должен быть цельным"
Моя встреча с этим человеком была не случайна и продиктована чисто личным интересом. Во-первых, он -- Петрович, и я -- Петрович. Правда у него это фамилия, а у меня -- отчество, псевдоним, но поскольку имена у нас одинаковые, возраст -- средний, работа -- схожая -- на публику, то постепенно как-то неизбежно тянуло меня побольше узнать о нем. При встрече оказалось, что и внешне мы в чем-то схожи (правда, он гораздо длиннее -- удобнее разговаривать сидя) и внутренне, что гораздо значимее.
Отличий, разумеется, гораздо больше, но поскольку все выше сказанное -- всего лишь лирика вступления, то на ней и завершим. Потому что этот могилевчанин, полагаю, значим и интересен для земляков гораздо сильнее. Я не умаляю себя, отнюдь. Просто мой собеседник -- Артист, а эту публику и я всегда уважал отдельно, и народ к ним обычно относится особенно трепетно. Итак, представляю: артист и режиссер Могилевского областного драматического театра Владимир ПЕТРОВИЧ.
-- Владимир Алексеевич, могилевские театралы знают вас, по большому счету, уже более 20 лет, т.е. личность вы уже более чем знакомая, своя. Тем не менее, насколько мне известно, сами вы родом не отсюда, не так ли?
-- Да, я -- полешук, из Пинска, из славного шляхетского рода, известного с XVI века.
-- Как вдруг наследнику дворянского титула пришла в голову идея стать артистом, комедиантом (нешляхецкi ж заробак!)?
-- Звания эти в наши времена уже сами по себе -- в чем-то комедианство. А вообще-то среди артистов много было дворян. Идея же пришла, как говорится, знянацку: в наш город приехала театральная супружеская чета Агейкиных и основала театральную студию. Одним из любопытных оказался и я. Потом -- академия (курс профессора А.И.Бутакова -- одного из основоположников преподавания театральной школы Беларуси), учеба у таких мэтров, как Ю.В.Сидоров, Б.П.Второв. Выпуск, к слову, был очень хорош. Достаточно назвать такие имена как О.Сычик (жена, продюсер и муза Андрея Смоляка), А.Гарцуев (реж-р, Минск), В.Шалкевич (бард, Гродно), С.Куриленко (засл. арт. РБ, Гродно) и др. ведущие артисты многих театров Беларуси.
По распределению попал в женой в Могилев, работали здесь 5 лет -- до 1985. А потом начали "искать счастья" -- Витебск (театр Коласа, 2 года), круиз по Прибалтике. Но с 1987 -- опять здесь и не жалею. Честно: не могу пожаловаться на отношение к себе коллег, начальства -- и тогда, и сейчас. Во-первых, Могилев -- это действительно старая традиционная театральная атмосфера, во-вторых, если на мелочи обращать внимание, то -- и жить не надо. А мне хотелось всегда жить творчеством, искал свободы.
-- 1987-й был не лучшим для могилевского театра. Почему вернулись?
-- Мне показалось, что ситуация здесь изменилась. В этом я тогда ошибся, но в выборе -- нет.
-- Т.е. сейчас, я так понял, в театре все-таки произошел перелом в лучшую сторону? С чем это связано?
-- Без лести: с приходом нового директора. Ну и, конечно же, с возвращением в историческое здание. Это прекрасные совпадения.
-- Со зданием понятно, а директор? Не профессионал в вашем деле, молодой чиновник-дилетант, поставленный свыше, чем он мог оказаться для вас хорош?
-- Тут все зависит от человека. Директору же не на сцене стоять и указывать артистам, как играть. Он не стал вмешиваться в творческий процесс, был и остается, надеюсь, готовым выслушать советы профессионалов, думать, учиться. Но главное -- он "продвигает" театр: о нас заговорили буквально за год. Мы на трех театральных фестивалях получили главные призы по всем номинациям! А до этого -- более 10 лет молчания (единичные выезды не в счет)! Поверьте, для нашего брата это очень серьезные вещи!
-- Однако до сих пор в нашем театре -- единицы "титулованных" артистов...
-- Это -- отдельная проблема. Достойных званий -- много, но... похоже, что проблемы здесь идут повыше, чем руководство театра. Звания, наверное, многим нужны...
-- Не обидно?
-- Мне -- нет: я еще достаточно молодой актер и режиссер- дебютант. А в целом -- обидно, коль наш театр уже однозначно входит в число лучших в Беларуси.
-- Понятно, что за 20 лет за спиной -- множество ролей. Но есть ли из них особо любимые?
-- Обычно вспоминаются последние. У меня это -- в "Тристане и Изольде". Спектакль был блестящим, очень хороший состав, приятно было работать, имели успех... И еще по Чехову всегда приятно играть.
-- Нелюбимые роли?
-- Были те, которые был обязан любить, но не любил. К примеру, лет 15 назад играл в "Оглянись в любви своей" -- куча гастролей, везде на "ура!". Объяснимо: мелодрама, сопли... Я не против мелодрам, понимаю: публике нравится. А значит -- должен быть в форме ("Зритель -- превыше всего!"), но ведь бред -- тяжело играть. Такие роли учат главному: театра без зрителя не будет. А значит: мои проблемы -- это только мои проблемы.
-- Сложные, опасные роли были?
-- Я бы не назвал их опасными: в нормальной ситуации -- это просто роль, но... В "Ромео и Джульетте" я однажды играл Тибальта (роль как роль), а меня чуть не убили. Ромео (М.Краснобаев -- студент тогда, кровь горячая и т.д.) со мной отрабатывал сцену драки на мечах и ножах до автоматизма (хорошая была постановка, темпераментная). Т.е. "голову уже не подключали" на спектакле: все отработано. Ну, а он "заигрался" (удар по пьесе -- случайный). Благо, что наконечник кто-то догадался спилить! Попал в лицо. По пьесе я 15 минут должен лежать мертвым. Первое время я так и лежал. Потом за кулисами -- паника: кровью истекаю. Когда очухался -- подал им знак: нормально, мол. Спектакль был просто потрясающим! Зрители были в восторге. Благо, что в кость попал...
-- Наконец, главный вопрос: режиссура. Могилев давно уж не видел спектаклей подобных "В открытом море". А ведь это -- ваш дебют. Не буду хвалить или ругать: 1) это надо видеть; 2) это надо понимать. Пьеса более чем сложная -- Мрожек, известный драматург-абсурдист, а тут -- провинция: тихий, спокойный, бюргерский городок. Большинство поккидало зал, так ничего и не поняв. Аплодисменты -- жидкие, ну и т.д. Правда, восторженность критиков, но... Вас не смущает такой дебют?
-- Когда идет "В открытом море" -- то я, сколь можно, слежу за залом. Его реакция меня в целом устраивает. Итоговая: конечно же нет. Но тут уж боль за зрителя.
-- Не готов?
-- Пожалуй, однако радует, что не все столь однозначны в восприятии: я видел правильные глаза и улыбки там, где хотел, значит -- спектакль стоит того!
-- Скажу больше: я следил за публикой в гардеробе. Толпень, к слову, страшная, (очевидно, трудно нанять пару десятков студентов на 1 час, чтобы обслужить зрителей). Но зато мнений и комментариев -- хоть отбавляй. Ничего не поняли подростки, мало -- студенты (странно...), люди преклонного возраста. Остальные, в большинстве своем, были в восторге. Вы на это и ориентировались?
-- Пьеса эта всегда мне, с вуза, нравилась. Была даже попытка ее поставить лет 12 назад в самодеятельном коллективе. Не удалось.
-- Т.е. режиссура для вас все-таки не новинка?
-- Получается, что да, даже, помнится, премию имел за "Провинциальные анекдоты". Но не в этом дело. Спектакль давался трудно, вне плана, в личное время актеров. Помог директор. Были проблемы с худсоветом... Это не совсем удобоваримая для зрителя пища, согласен. Но театр -- это отражение мира, а он не может нравиться всем.
-- Вам самому нравятся такие "новореченные" штуки?
-- Да. Я люблю джаз, авангардную живопись, экстремальные ситуации.
-- Экстрим любите и в жизни?
-- Пожалуй, нет, стараюсь не нарываться, не провоцировать, хоть без этого, порой, и не обходится: в чем-то всегда остаюсь непримирим. Но жизнь и сцена -- это разные все-таки понятия.
-- О чем для вас эта пьеса?
-- О цельности человека и его взглядов. Мы каждый день переступаем через что-то: компромиссы, уступки. Но если это будет постоянно -- будешь съеден. Вспомните, к примеру, наши тюрьмы, лагеря: выходит из них сильным не "качок", не "крутой", а сильный духом. Так и в жизни. Но и про тело забывать нельзя! -- оно тоже должно быть готово себя сохранить! Об этом и пьеса Мрожека.
Есть люди без принципов ( Крупный Обломок в пьесе), у Мелкого Обломка их много но они рушатся быстро, Средний -- Хамло, представляющее большинство Толпы (он выживает везде и всегда, будет любим властью). Каким быть при этом выборе крайностей -- решает каждый сам для себя.
-- А внешне пьеска -- так себе: банальный сюжетец...
-- В этом и велик Мрожек.
-- Известно, что изначально роль Среднего Обломка должен был играть В.Савчиков, столь трагично для всех нас ушедший из жизни в прошлом году...
-- Этот спектакль -- его памяти. Он делал эту роль, он и играл на показе. После его смерти думал, что спектаклю конец. Я очень благодарен Гале и Белоцерковскому за то, что этого не случилось.
-- Для Г.Лобанок эта роль, пожалуй, самая сложная -- она актриса совершенно другого плана...
-- И тем не менее -- она сделала это! А значит, эта роль для нее не только сложная, но и нужная.
-- Были сомнения?
-- Господи, я трижды, как минимум, хотел бросить это дело по множеству причин! Только благодаря друзьям и коллегам спектакль вышел и идет -- радует, наводит на размышления, вызывает недоумение, восторог или не нравится вовсе, т.е. -- живет!
-- Можно ли ожидать ваших новых актерских ролей и новых режиссерских работ?
-- 18 января мы даем премьеру по А.Дудареву -- "КИМ", там у меня главная роль. Режиссер А.Таруцев создал, на мой взгляд, просто душещипательную криминальную мелодраму. А я как режиссер тоже готовлю новую постановку, и тоже, кстати, детектив.
Беседовал Владимир ТЕРЕЩЕНКО